ДЕТАЛИ АВИАКАТАСТРОФЫ SSJ 100 В ШЕРЕМЕТЬЕВО ОЗВУЧЕНЫ

Потерпевший 5 мая крушение в аэропорту Шереметьево Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) компании «Аэрофлот» был поражен грозовым разрядом через 15 минут после взлета, сообщил “Ъ”, со ссылкой на источник, близкий к расследованию. Молния сделала ситуацию опасной, но к катастрофе, приведшей к гибели 41 человека, привели действия пилотов: перед приземлением они резко разогнали самолет и одновременно опустили нос воздушного судна.

 

По словам источника, молния попала в носовую часть лайнера примерно через 15 минут после вылета, после чего электроснабжение было переведено на аккумуляторные батареи (Emergency Electrical Configuration, EEC), а управление машиной — в режим прямого управления (Direct Mode).

Таким образом, на борту Superjet возникла нештатная ситуация, при этом порядок действий пилотов в указанных режимах тщательно описан в руководстве по эксплуатации самолета. Кроме того, режим EEC не требует подачи сигнала бедствия. Поэтому SSJ100 не встретили на ВПП пожарные, так как спасатели выдвигаются к полосе именно при сигнале бедствия, пишет газета.

Режим Direct Mode, как отмечает «Коммерсант», и вовсе считается практически штатным. В подобной ситуации пилоты могли произвести посадку даже с учетом превышенной посадочной массы лайнера.

По данным параметрического самописца, пилотам удалось правильно зайти на посадку лишь со второй попытки, однако расчетную точку приземления в начале полосы они перелетели, пишет газета.

В результате экипаж стал «прижимать» самолет к ВПП, в то время как лайнер еще не коснулся ее колесами. А перед самым приземлением пилоты, как показал самописец, резко увеличили тягу и одновременно опустили нос воздушного судна.

Именно этот опасный и неоправданный маневр, по мнению опрошенных «Коммерсантом» экспертов, стал причиной катастрофы — SSJ100 садился с существенным превышением скорости.

 

Передняя стойка шасси после удара о поверхность подбросила машину вверх, вызвав серию еще более сильных отскоков — так называемого козла. После второго удара, который, по данным экспертов, вызвал перегрузку около 5 G (предел для этих самолетов — 3,75 G), задние стойки шасси продавили топливные баки, из-за чего произошла утечка керосина и начался пожар.

Другой фатальной ошибкой пилотов, по мнению экспертов, стали их безуспешные попытки посадить лайнер уже после возникновения «козла», пишет газета. Согласно нормативным документам по SSJ, летчикам предписано прекратить посадку и начинать экстренный взлет уже после первого отскока.

Пилота, совершившего опасные действия перед посадкой, определят эксперты и следствие, отмечает «Коммерсант».

Учитывая, что управление лайнером осуществляется с помощью джойстиков, выявление автора ошибочного действия не займет много времени, констатирует издание.

Схема развития критической ситуации на борту уже реконструирована. Остается установить, кто из пилотов совершил опасные действия.

 

Top

Яндекс.Метрика