Воронеж превратится в Театр единственного зрителя

Никитинский театр поставил первый в Воронеже спектакль-путешествие для одного зрителя «Орфей не придёт». Его покажут лишь дважды.

Воронеж превратится в Театр единственного зрителяПосле покупки билета зритель получает письмо с инструкцией и приходит в назначенное место, где его ждёт проводник. С этой точки начинается спектакль-путешествие. Сценой для него станет почти половина города. Впервые «Орфей не придёт» показали на фестивале независимых театров «Центр».

Следующий показ – уже вне фестиваля – прошёл 7 июля. Теперь «Орфей не придёт» покажут лишь дважды – 11 и 18 августа – и больше не повторят. На эти дни запланированы по семь сеансов, в которых одновременно, но отдельно друг от друга, смогут участвовать три зрителя. Художественный руководитель Никитинского театра Борис Алексеев рассказал, ради чего театр вышел на улицу и как новый жанр воспринял воронежский зритель.

– Насколько популярным получился спектакль 7 июля? С какими сложностями столкнулись?

– Говорит это о популярности или нет, но билеты на все семь поездок 7 июля были проданы.

Часть спектакля проходит в автомобиле, а вторая – на берегу водохранилища. Есть огромное количество реквизита – мы специально привозим на берег фортепиано и ещё много всего. Но сложностей нет, только волнение. Волнение было и на фестивале. Например, по поводу погоды и дождя. Но серьёзный дождь пошёл, когда мы уже закончили играть спектакль. Пока мы играли – он чуть-чуть накрапывал. На фестивале было точно также. Видимо, кто-то наверху за нас переживает и позволяет нам играть, не портит погоду.

– Отличался ли спектакль 7 июля от того, который показали на фестивале «Центр»?

– Да, отличие есть: на фестивале публика фестивальная. А сейчас – театральные зрители, которым интересно что-то необычное. Я, не желая никого обидеть, просто констатирую факт – в основной своей массе люди очень закрыты. И даже в театре не очень готовы открыться. Поэтому ко всем людям у меня такая просьба – будьте более открытыми, впускайте в себя чувства, по крайней мере, когда смотрите кино, читаете книги, когда идёте в театр. Тогда это будет полезнее для вас.

– Насколько это масштабный спектакль?

– Для каждого зрителя спектакль проходит индивидуально. Каждый зритель получает максимальное внимание к себе и при этом проходит максимальный путь. Мы проезжаем полгорода на машине. Потом человек проходит по набережной. Задействована вся труппа театра и несколько административных работников. Это большой спектакль, в котором занято пространство половины города. И пока мы едем по городу, всё, что происходит вокруг нас, может влиять на восприятие.

– Были ли у Никитинского театра ранее спектакли такого масштаба?

– Не то что у Никитинского театра, вообще в Воронеже никто еще не работал в жанре сайт-специфик. Это жанр, подразумевающий освоение, исследования пространства. И оно становится одним из действующих лиц, наряду с артистами, декорациями и прочим. Место, где проходит спектакль, становится смыслообразующим и неотъемлемым элементом действия. В случае с «Орфеем» мы пытаемся иначе взглянуть на Воронеж.

– «Орфей не придёт» больше не повторится. А планируются ли ещё подобные перформансы?

– Мы планируем показать в августе два спектакля по семь поездок. И скорее всего, мы это не повторим. Посмотрим, если будут многочисленные просьбы, письма, сообщения, звонки, мольбы отыграть ещё… только если следующим летом. Но за год мы можем придумать что-то другое. Пока лучше знать, что это не повторится, и посетить это сейчас.

– Почему театр выходит на улицы? Будет ли этот жанр развиваться в Воронеже?

– Я не знаю, будет ли это развиваться, всё зависит от театров. Единичный ли это порыв? Пока это единственный случай такого спектакля-путешествия, спектакля-поездки. Будет ли это развиваться? Хотелось бы.

А почему это происходит? Театр пытается взаимодействовать со зрителем, как-то на него влиять.

Чем больше закрываются люди, тем больше театру приходится искать новые сложные пути, чтобы пробраться через эту закрытость человека, через его броню достать до каких-то струн, заставить его что-то чувствовать.

 

Справка

Сайт-специфик – театральный жанр, где спектакль ставят не на классической сцене, а в неприспособленном для этого месте. Это пространство становится одним из действующих лиц. Вместе со зрителями пространство способно влиять на сюжет. Термин возник в 1980-е годы под влиянием театральной группы Brith Gof из Уэльса. Они обращались к традиции валлийских бардов, делая пространство главным героем постановки.

Источник — vestivrn.ru

Поделиться!
Top