15 ДЕКАБРЯ ДЕНЬ СВЯТОГО ПРОРОКА АВВАКУМА . УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЖИЗНИ СВЯТОГО

Святой пророк Аввакум был восьмым из 12 малых пророков (малых не потому, что они менее значимы, а просто потому, что их книги меньше по объему, чем произведения великих пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила).
Имя «Аввакум» в переводе с еврейского означает – любовь Божия, или обнимающий, обхватывающий, сильный борец, подвижник.
Родиной пророка Аввакума было небольшое селение Вифзахир (Вифхозир), иначе называемое Бетзохар. Он был сыном Асафата и происходил из колена Симеонова.
Местом проповеди Аввакума считается Иудея, возможно Иерусалим. Время его служения около 650 года до Р.X. в эпоху нечестивых иудейских царей Манассии и его сына Амона. Манассия совершал множество беззаконий и убийств невинных людей, убил он и пророка Исайю. Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа, сын же Манассии Амон еще больше соблазнил иудеев идолопоклонством.
Праведному Аввакуму довелось жить и служить Господу в то тяжкое время, когда последний оплот государственности народа Божия, так называемое Южное царство оказалось на грани банкротства политического, экономического и, что самое страшное, банкротства духовно-нравственного. Ранее Господь отдал в руки врагов-ассирийцев северную часть когда-то единого еврейского царства. Однако южная половина, Иудея со столицей в святом граде Иерусалиме, сохранила независимость.
Храм Божий всё ещё возносился над непокорённым Иерусалимом. Там, как и прежде, шли богослужения, совершались церемониальные жертвоприношения за грехи народа Божия. Внешне жители Южного царства, как и раньше, чтили Закон Божий. Но на поверку всё было не так благочинно. По выражению современника Аввакума пророка Иеремии «Бог был близок на устах людей, но страшно далёк от сердец их».
Иными словами, в последние дни Южного царства его жители преуспевали в религиозных беседах о Господе. Однако искренняя, богоугодная вера стала редкостью. Нечестивые укоренились на Святой земле, выросли и стали приносить свой омерзительный «плод». Южное царство преисполнилось злодеяниями, междоусобной враждой и нечестием. Сменявшие друг друга иудейские цари делали «неугодное в очах Господних во всём», а простой народ, не задумываясь, следовал пагубному примеру своих духовно слепых вождей.
Пророк Аввакум видел всё это, и ему было нестерпимо больно. Душевная мука праведника была столь велика, что он буквально кричал свою молитву Господу: «Для чего даёшь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстаёт вражда и поднимется раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет…» (Авв. 1:3-4).
Пророк поднимает один из самых мучительных для религиозного сознания вопросов: почему Бог допускает зло в мире?
Прямого ответа пророку не дается. Более того, Бог открывает ему, что новые бедствия посетят землю, что по высшему попущению поднимается народ «жестокий и необузданный», которому будет дано попирать царей и разрушать крепости. По замыслу Божьему халдеям предстояло захватить Южное Царство, разорить Святой Град и разрушить Иерусалимский храм.
Аввакум впал в ещё большую печаль. Почему для наказания народа Своего Бог избрал халдеев? Да, нравы в Иудее действительно царили дикие, но ведь халдеи были много хуже! Но пророк верит, что Господь посылает невзгоды лишь для исправления, и поэтому снова спрашивает: почему вообще в жизни торжествуют нечестивец и притеснитель?
Пророк мучительно и неотступно ждет ответа: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей». (Воин, стоящий на страже и внимательно вглядывающийся в темноту, не имеющий права ни на мгновение ослабить бдительность, — поразительный поэтический образ, показывающий неутолимую жажду, присущую человеку, встретиться с Богом лицом к лицу, найти выход из трагических противоречий бытия. Об этой «божественной страже» поется в гениальном пасхальном каноне, Иоанна Дамаскина, самом важном и прекрасном за весь церковный год: «На божественной страже богоглаголивый Аввакум, да станет с нами и покажет светоносна ангела ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен».)
И опять Бог не дает прямого ответа, а открывает лишь одну тайну: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». В этих словах заключена сама суть книги. Зло порождается злом. Род человеческий пожинает то, что посеял сам. Но это не значит, что Промысл Божий бездействует. Он непостижимым образом ведет людей через страдания к высшей цели. Человек не может охватить разумом всю необъятность путей Сущего. Бог лишь ждет от верных полного доверия к Себе. В бурях жизни сможет устоять только тот, кто сохранил веру. Уповающие на силу, на идолов, не верящие в нравственный миропорядок будут посрамлены. Рухнут грады, построенные «на крови», восторжествует правда Божья: «Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море».
В конце концов, надменные халдеи, преклоняющиеся пред идолом своей военной мощи, будут жестоко наказаны. Настанет время, и народ этот почти полностью исчезнет с лица земли. А люди праведные, всем сердцем уповающие на Господа, верующие в Него — они выживут! Разумение Божие превыше разумения человеческого.
Когда вавилонский царь Навуходоносор подступал к Иерусалиму, то, по свидетельству предания, пророк Аввакум удалился из города. Зная, что бедствие уже неотвратимо, и что сопротивление столь сильному завоевателю будет бесполезно, пророк с горестью оставил свое отечество, чтобы не видеть разорения его и избежать жестокости победителя. По указанию Божию, Аввакум поселился в земле Аравийской, в городе Остракине (на границе с Египтом) и жил здесь добровольным изгнанником до самого удаления врагов из его отечества.
Вавилоняне под предводительством Навуходоносора в 586 год до н. э. захватили Иерусалим и полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета был при этом утерян.
По удалении Халдеев, Аввакум возвратился в землю свою, оплакал бедствие ее и вместе с уцелевшими из народа стал заниматься земледелием. В молитве к Богу за народ свой ожидал он возвращения плененных из Вавилона.
Однажды во время жатвы пророк Аввакум сварил похлёбку, накрошил в него хлеба и отправился в поле, чтобы накормить обедом жнецов. По дороге он встретил Ангела Господня, который сказал ему: «Отнеси этот обед в Вавилон к Даниилу, в ров львиный.» В это время, действительно, пророк Даниил, живший при дворе царя Вавилонского, по ненависти нечестивых вавилонян, был ввергнут в львиный ров. Но Аввакум, не зная города Вавилона, отвечал Ангелу: «Господи! Вавилона я никогда не видал и рва львиного не знаю.» Тогда Ангел Господень силою своего духа мгновенно перенес Аввакума в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. И воззвал Аввакум: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе.» И сказал Даниил: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя». Таким образом, гонимый пророк утолил голод пищей, которая предназначалась для жнецов. А Ангел Господень мгновенно возвратил Аввакума на то место, откуда его взял. Этим чудом Бог открыл Аввакуму, что иудейский народ возвратится из плена Вавилонского.
Но сам Аввакум не дожил до того. Он умер в старости и был с честью погребен на собственном поле.
Мощи святого пророка Аввакума были обретены в царствование императора Феодосия II Младшего (408-450).

Поделиться!
Top