Вблизи острова Ольхон на дне Байкала дайверы обнаружили затонувший пароход «Улан-Удэ». Историки гадают, как судно, построенное в Бурятии в 1932 году, оказалось за сотни километров от места производства на дне самого большого озера России.
На кадрах, снятых 6 октября 2022 года, можно увидеть детали конструкции затонувшего парохода, его оборудование, таблички и даже женские туфли, которые чудом сохранились в одной из кают.
Дайвер Андрей Бут рассказал, что изначально группа исследователей полагала, что на дне озера находится судно «Лейтенант Шмидт», но от этой гипотезы пришлось отказаться из-за несоответствия параметров обнаруженного судна.
«Нам сказали, что [это] буксирный пароход. <…> Мы сначала думали, что -это «Лейтенант Шмидт», а потом отказались от этой идеи, потому что этот пароход где-то 40 метров в длину, а «Шмидт» был больше 50″, — объяснил Бут.
Водолазы смогли определить принадлежность парохода, вытащив на сушу один из якорей, на котором незаводским способом было выбито его название — «Улан-Удэ».
По мнению историков, несварной клепаный пароход был построен в 1932 году и ходил по реке Селенге, после чего был списан в 1964 году и отправлен на Байкал. Также было установлено, что пароход принимал участие в портовых и землеустроительных работах, в углублении и расчистке русла.
«Скорее всего, уже в списанном состоянии он оказался на Байкале. Может быть, его планировалось использовать в качестве плавучего причала либо под жилье. Маловероятно — [как] какая-то несамоходная баржа. Потому что в противном случае, если планировалась перевозка груза, то, судя по записям, внутреннее оборудование жилое — оно все осталось», — сказал заведующий кафедры истории и философии Иркутского национального исследовательского технического университета Павел Новиков.
По словам Бута, достать пароход из воды невозможно, так как около одной трети судна разрушено. На данный момент дайверы и историки изучают архивные документы, чтобы полностью восстановить историю парохода «Улан-Удэ».